Как Туголуков мог оставить Мишустина без «вознаграждения»
«Медскан» и Евгений Туголуков вместе со стоящим за ним «Росатомом» решили не платить вознаграждение за проведение сделок по покупке медицинских компаний, которые были связаны с UFG.
Серьезный скандал разразился с компанией, которая наполовину принадлежит «Росатому». Индивидуальный предприниматель (ИП) Александра Литвинова подала в Арбитражный суд Москвы иск к АО «Медскан» и его ведущему акционеру Евгению Туголукову о солидарном взыскании вознаграждения в 161 млн рублей.
Инстанция 1 августа 2024 года отказалась принимать это дело и отсемафорила Литвинову в суд общей юрисдикции на том основании, что Туголуков не является ИП и поэтому претензии к нему не рассматриваются в арбитраже. Однако история продолжается, а Литвинова не оставляет надежд сорвать с «Медскана» и Туголукова хотя бы клок.
Евгений Туголуков.
Многослойная афера
Литвинова, согласно иску, получила на основании цессии право требования к бывшему директору лабораторной сети KDL Юрию Леонову, который занимал эту должность с 2016 по 2023 годы. АО «Медскан» приобрело KDL в конце 2022 года, причем Леонов за комплексное управление интеграционным проектом (объединение «Медскана» с KDL) получил 161 млн рублей. Неплохие деньги непонятно за что (обычно так оформляется выплата доли), и вот теперь на них претендендует Литвинова.
В 2023 году аналогичный иск был подан против «Медскана» со стороны ООО «Юридическое общество во имя святого благоверного великого князя Александра Невского», которое потребовало с компании взыскания задолженности в размере 186 млн рублей и неустойки размером в 47,3 млн рублей.
Суть претензий очень похожа на иск Литвиновой. В иске организации разговор идет о премии, которую «Медскан» должен был выплатить за помощь в получении кредитов Сбербанка и за сопровождение приобретения ООО «Диагностика» у кипрского офшора «Флэмсон менеджмент лимитед». Данная структура также имела прямое отношение к KDL.
Иск суд тогда отклонил, после чего появился заход с Литвиновой и претензиями не только против «Медскана», но и против Туголукова. Кто-то очень не доволен тем, что не получил денег за продажу активов KDL и заходит против «Медскана» в суд через третьих лиц, сначала через ООО, а затем через ИП Литвинову.
В первом иске кроме ООО «Диагностика» (выкуплена у кипрской «Флэмсон менеджмент лимитед) указана такая организация как ООО «Медикал Он Групп Инвестии», а также то, что ООО «Юридическое общество во имя святого благоверного князя Александра Невского» получило право требования у ИП Евгения Тарасютина.
Все это напоминает многослойную аферу – кто-то скупает медицинские организации, а кто-то, передавая цессию, пытается скрыть реальных бенефициаров. При этом первая сторона не хочет платить за услуги второй.
Туголуков и «Росатом»
Основателем «Медскана» является Туголуков – он же на прошлой неделе был фигурантом продажи Искандару Махмудову агропромышленного холдинга «Дон Агро». Сегодня состав учредителей АО «Медскан» скрыт, но известно, что Туголуков владеет 50% акций, а вторая половина теперь принадлежит «Росатому».
Госкорпорация в 2023 году увеличила свою долю в «Медскане» вдвое и, видимо, процесс продолжится до выкупа компании. Вот так, производитель атомных станций залез коммерческую медицину. Зачем? За деньгами! Учитывая крах бесплатной медицины эпохи СССР, востребованность таких услуг в России будет расти.
«Росатом» владеет «Медсканом» через дочернюю организацию АО «Русатом Хэлскеа», которая уже стала крупным игроком медицинском рынке. Туголуков здесь фигура ведомая, за которой более серьезные дяди. Кроме серого кардинала «Росатома» Сергея Кириенко здесь, видимо, присутствует Герман Греф. Именно Сбербанк дал «Медскану», а значит «Росатому» деньги на покупку KDL и других медицинских организаций.
Связи Мишустина с UFG
А теперь переходим к тому, кого медскановцы кинули. В 2012 году KDL решили купить инвесторы в лице UFG, а также финнов из CapMan и ЕБРР. Однако затем иностранцы были выведены из сделки вместе с основателем KDL Александром Девятковым, а 100% капитала достались российской компании UFG.
Михаил Мишустин.
Здесь сразу всплывает фигура Михаила Мишустина, который в 2020 году сменил Дмитрия Медведева на посту председателя Правительства РФ. До этого он в течение 10 лет возглавлял ФНС. Сейчас все забыли, но Мишустин по своей сути не чиновник, а бизнесмен, который ушел в государственный аппарат.
Официально премьер работал в бизнесе до 1998 года и в 2008-2010 годах, но связи с коммерцией никогда не терял. Мишустин не скрывает, что является долларовым миллионером, а происхождение состояния объясняет эффективными инвестициями и успешной работой в бизнесе, в частности в компании UFG.
В 2009 году Мишустин как президент UFG заработал 79 млн рублей (тогда 2,5 млн долларов), причем благодаря трасту он являлся совладельцем этой компании. После ухода в ФНС Мишустин передал управление трастом жене Владлене, а в 2013 году, когда ограничения для чиновников были распространены на супругов, бенефициарами стали Луиза Мишустина и Ирина Стенина – мать и сестра действующего премьера. В 2013-2015 годах Луиза Мишустина заработала на UFG 11,9 млн долларов, а Стенина – 10,1 млн.
Все это говорит о том, что о связях Мишустиных с компанией UFG можно говорить определенно. Более того, происхождение личного капитала премьера в 2020 году объяснялось работой в UFG, которая дала трасту Мишустиных в 2010-2015 годах 33,5 млн долларов. Вот так админресурс повышает в России эффективность инвестиций.
Украинский след
Показательна и фигурирующая в иске ООО «Юридическое общество во имя святого благоверного великого князя Александра Невского» израильская медицинская сеть On Clinic International Бориса Вайсмана.
Данная организация работала также на Украине, где владельцем ее подразделения был соратник одновременно (что редкость) Арсена Авакова (внесен в список террористов и экстремистов) и Геннадия Кернеса мэр Харькова Игорь Терехов, сегодня – верный страп киевского нацистского режима Зеленского. Вот такие интересные связи всплывают в этой истории с «Медсканом» и Туголуковым. С одной стороны – Мишустин, Греф и Кириенко, а с другой – Аваков (внесен в список террористов и экстремистов), Кернес и Терехов.
От Мишустина до «Росатома»
UFG (ОФГ Инвест) была ликвидирована в десятые годы, когда в России закрылись лазейки для компаний, которые напрямую аффилированы с западными публичными структурами. При создании UFG был задействован Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который в 2012 году мог стать одним из совладельцев KDL, что в эпоху санкций стало фактором, не дающим работать в России.
В 2014 году активы UFG официально перешли под контроль компании «Атон», а в 2018 года стали частью ГК «Регион» Сергея Сударикова – человека, близкого к главе «Роснефти» Игорю Сечину, однако система обязательств, похоже, не претерпела серьезных изменений. В 2020 году Полина Герасименко, как управляющий партнер UFG, сделала официальное разъяснение по активам семейства Мишустина, причем с их согласия.
Сергей Кириенко.
Это значит, что структура продолжает существовать, и кто-то от ее имени может подавать иски в суд в адрес Туголукова и «Медскана», которые не выплатили вознаграждение. В 2023 году, уже после того, как KDL, была полностью выкуплена «Медсканом», против этой организации начались иски в Арбитражный суд.
Интересна также роль кипрской компании «Флэмсон менеджмент лимитед», которая владела ООО «Диагностика» и, похоже, была прокладкой для бенефициаров UFG. Только желание скрыть связи дало шанс Туголукову и силам, которые за ним стоят (Кириенко, Греф?) оставить бывших владельцев без вознаграждения. Естественно, все это произошло не из-за денег, а из-за дарвиновской борьбы за активы, которая идет в Москве. Будем следить за историей дальше – какое очередное ИП придет в Арбитражный суд столицы с иском на основании цессии против «Медскана» и Туголукова.
Ольга Балакина