«Ростелеком» и ЦБ соберут биометрию россиян
С 1 июня начнёт действовать новый порядок обработки биометрической информации граждан.
Частные компании и банки будут обязаны слить все свои клиентские базы с биометрией в одну – подконтрольную государству.
Монополистом по хранению и обработке биометрической информации россиян станет Единая биометрическая система (ЕБС). История её создания весьма витиевата. Если коротко, то начиналась она как совместный коммерческий проект «Ростелекома» и «Сбера». Предполагалось, что две гигантские компании быстро оцифруют голоса, лица, отпечатки пальцев миллионов россиян и будут предоставлять за деньги доступ к этим данным различным структурам, прежде всего другим банкам. Но весьма немногие граждане оценили перспективу «платить улыбкой». В базу попали всего около 160 тыс. россиян. В итоге «Сбер» из предприятия вышел. А вместо него к проекту в 2021 году подключились Минцифры и Центробанк. «Ростелеком» вложил в перезапуск платформы 6,6 млрд рублей, а ЦБ стал обязывать коммерческие банки собирать биометрию клиентов. Проблема в том, что к этому времени многие граждане уже перешли на дистанционное обслуживание и в банковских отделениях, где с них можно было бы собрать данные, не появляются. При этом одобренный правительством план предусматривал собрать к 2030 году данные о 50 млн россиян. В этом с 2023 года будут задействованы МФЦ, которые начнут стимулировать посетителей сдавать биометрию.
Пока у госгигантов процесс шёл со скрипом, множество частных компаний, почуяв дух времени, стихийно собирали биометрию клиентов. Этим занимались все кому не лень: от фитнес-центров до микрокредитных организаций. Теперь все они согласно закону обязаны передать собранные данные в ЕБС, а свои копии уничтожить. Вот так провал «Ростелекома» может быть компенсирован за счёт работы более расторопных частников.
С одной стороны, в сфере сбора и хранения биометрических данных должно стать больше порядка. Но с другой – и ежу понятно, что собранные частниками данные вряд ли будут уничтожены. Весьма вероятно, что они попадут в руки всевозможных жуликов и хакеров. Или уже попали и ждут своего часа? Потому важно, какую юридическую значимость государство придаст биометрическим данным. Согласитесь, что оплачивать лицом небольшие покупки или проезд в метро – это одно. И совсем другое, например, подтверждать отпечатком пальца переданные дистанционно материалы для суда или нотариуса. Но пока всё идёт к тому, что биометрия в первую очередь будет использоваться правоохранителями для идентификации граждан с помощью видеокамер и искусственного интеллекта.
Для распознавания лиц в российских биометрических системах зачастую используются разработки компании NtechLab. Её основатели Александр Кабаков и Артём Кухаренко в 2020 году пытались увести компанию из России, но менеджеры настаивали, что нужно остаться. В итоге долю основателей выкупили эмиратский инвестфонд Mubadala и Российский фонд прямых инвестиций. Затеявшие этот бизнес Кабаков и Кухаренко прошлой зимой покинули Россию.
Юрий Лобачев