Расследование показало, что казахстанская элита владеет недвижимостью в Дубае
Казахская служба Радио Свобода/Азаттык выпустила очередную, уже пятую по счету часть расследования о недвижимости казахстанской элиты в Дубае.
Эта глава касается бывших чиновников, вплоть до премьер-министра, которые приобрели квартиры и виллы в этом эмирате. Журналисты нашли эти объекты и спросили у обладателей дубайской недвижимости, отражена ли она в их налоговых декларациях, которые они были обязаны подать в Казахстане.
Предыдущие части расследования можно посмотреть по ссылкам ниже:
В базе данных дубайской недвижимости, которую журналистам казахской службы Радио Свобода/Азаттык предоставила организация C4ADS, есть имена многих известных казахстанских чиновников. Некоторые из них отошли от дел, но другие продолжают работать на государственной службе.
Бывший премьер-министр республики Серик Ахметов – один из них. В Казахстане он свою политическую карьеру закончил громким уголовным делом: в 2015 году его осудили на десять лет за коррупцию, правда, вскоре Ахметов вышел на свободу условно-досрочно.
Расследователи нашли у Ахметова в Дубае апартаменты в отеле Five Palm Jumeirah: они записаны на сына экс-чиновника Серика Ахметова, которого зовут Данияр. Речь идет о 113-метровой квартире стоимостью почти $850 тысяч.
Когда журналисты позвонили экс-премьеру и спросили его о недвижимости в Дубае, зарегистрированной на его сына, он ответил: "У меня нет никакой информации. Я ничего об этом не знаю".
Вся недвижимость, которая была построена на искусственном острове "Палм Джумейра" в Дубае, продается исключительно с приставкой "люкс". Условия здесь соответствуют этой категории. К примеру, жители комплекса PALM Jumeirah Grandeur Residences, который мы уже упоминали в прошлых частях расследования, могут заходить в море с частного пляжа и наслаждаться прекрасным видом на Персидский залив прямо с балкона своих апартаментов. В комплексе также есть свои бассейн и спа.
Все это великолепие доступно Серику Буркитбаеву, который в нулевые годы занимал должность министра транспорта и коммуникаций Казахстана. Общая площадь его квартиры – 714 квадратных метров. Оценивается она в 2 миллиона 750 тысяч долларов.
Соседние апартаменты в этом же комплексе принадлежат дочери экс-министра Дине Буркитбаевой. Они чуть поменьше – всего лишь 500 квадратных метров. Ниже и стоимость – всего лишь $2 млн.
Но Дине принадлежат в Дубае еще две квартиры класса в комплексе "Седьмое небо" в микрорайоне Аль Барари. Их стоимость – более одного миллиона долларов:
"Мы продали бизнес-центр в Казахстане и купили эти квартиры, – рассказал Серик Буркитбаев журналистам. – Были планы переехать туда. Мы жили в Дубае один-два года, но нам не понравилось. Жарко, жизнь дорогая. Мы этого не скрываем. Напротив, это имущество приобретено законно. Что теперь делать? Нам не дали вести бизнес в Казахстане. Пришли и все отобрали".
Сыновья бывшего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Берика Камалиева, Даурен и Диас, также владеют двумя квартирами в Дубае – в комплексах Shams и Rimal. Их общая – стоимость $850 тысяч.
Когда журналисты поинтересовались у Берика Камалиева, ушедшего со своего поста в 2022 году, отражена ли эти недвижимость в налоговых документах, экс-чиновник обвинил их в "сборе сплетен".
"Все это указано в документах, представленных в госорганы. Поэтому, пожалуйста, не беспокойте меня звонками. Прежде чем поступить на государственную службу, я занимался бизнесом 15-20 лет, – заявил чиновник. – Так что я не тот человек, который всю жизнь работал на государственной службе! Какие еще у нас есть активы? Мы люди, которые в поте лица работали днем и ночью!"
Расследователи Радио Свобода нашли элитную недвижимость десятков как бывших, так и действующих казахстанских чиновников. Каждому из героев расследования мы задавали вопросы – по телефону, через мессенджеры и электронную почту. Ответ приходил не всегда. Известно, что апартаментами часто владеют и родственники госслужащих: они записывают на себя по 30 и даже 40 квартир.
"Понятно, что они (чиновники) имущество не оформляли на себя, то есть вы там не найдете недвижимость, оформленную на Каната Саудабаева (экс-глава МИД Казахстана), – замечает Серик Медетбеков, глава "Заграничного бюро оппозиции Казахстана". – Все оформлено на племянников, родственников. В одно время Дарига Назарбаева, кстати, умудрилась оформить довольно большой актив в Великобритании на своего водителя, поэтому у прокуратуры должны были возникнуть к ним вопросы и полным ходом должно было идти расследование по этой утечке данных".
Но у Комитета по возврату активов Генеральной прокуратуры Казахстана вопросов по недвижимости казахстанской элиты в Дубае пока нет. Ведомство ответило на запрос журналистов сообщением, в котором говорится, что проверке подлежат только те казахстанцы, чьи активы превышают $100 млн.
"Правительство Казахстана использует закон избирательно. Запросы отправляются в Дубай, Великобританию или другие страны только в отношении людей, которые стали мишенями, – говорит Джон Хизершоу, профессор Эксетерского университета. – Преследуются определенные люди, в отношении которых уже ведется расследование в Казахстане. Например, людей из старого режима Назарбаева, которые впали в немилость. Люди, сохранившие свои должности, по неизвестным нам причинам не подвергаются преследованиям: возможно, они оказались готовы поделиться тем, что приобрели, или были готовы пойти на компромисс с властями".
Журналисты Радио Свобода подчеркивают, что готовы предоставить слово каждому из героев своего расследования, чтобы они объяснили происхождение своих богатств, недоступных большинству казахстанцев.