Принц Чарльз намотал на Леус
Похоже, что ранее судимый банкир Дмитрий Леус планировал обустроить жизнь на туманном Альбионе за счет средств российских вкладчиков.
Как сообщает корреспондент УтроNews, осужденный в 2004 году за отмывание денег банкир Дмитрий Леус мог вложить в благотворительный фонд принца Чарльза более 500 тысяч фунтов стерлингов ради получения британского подданства. Причем, в самом фонде утверждают, что такой суммы не получали, а Леус требует вернуть свои кровные назад. Вот только откуда у предпринимателя столь солидные накопления? Не исключено, что это деньги вкладчиков банка «Западный», во главе которого ранее стоял Леус. Последнему, похоже, удалось спихнуть всю ответственность за крах кредитной организации на партнера Александра Григорьева.
В Британии разгорается нешуточный скандал: The Times выяснил, что принц Чарльз предложил в огромном благодарственном письме встретиться с российским банкиром Дмитрием Леусом. Член королевской семьи сообщил бизнесмену, желающему получить британское гражданство, что он «невероятно благодарен» за его огромную щедрость. А именно, за сотни тысяч фунтов стерлингов, отправленных банкиром в фонд Принца.
Вот только о какой именно сумме идет речь, так и остается непонятным. Дело в том, что сам Леус утверждает, что направил в фонд 500 тысяч фунтов стерлингов, а также еще 35 тысяч – для шотландского замка Мэй, принадлежавшего матери королевы Елизаветы II. В фонде же настаивают, что видели от Леуса лишь 100 тысяч, да и те были возвращены после того, как Комитет по этике при фонде принца Чарльза выразил обеспокоенность по поводу биографии банкира и происхождения денег.
Не очень-то верится, что человек, имеющий такой статус, капитал и влияние, как принц Чарльз, действительно мог бы забрать себе деньги. Видимо, понимая это, господин Леус поспешил найти других якобы виновных в его бедах.
В частности, The Times пишет о том, что Леус познакомился со специалистом по генеалогии и владельцем издания о британской знати Burke’s Peerage Уильямом Бортриком, который пообещал личную встречу с Чарльзом, если Леус сделает крупное пожертвование благотворительным фондам принца. Леус согласился и банкира попросили перечислить деньги не напрямую Благотворительному фонду принца, а на счет британского фонда предпринимателя из Саудовской Аравии Махфуза Марея Мубарака бен Махфуза.
По неподтвержденной информации (которая, к слову, может распространяться в интересах Леуса), до фонда принца Чарльза дошла только половина изначальной суммы в 200 тысяч фунтов стерлингов: остальную часть Бортрик удержал в счет расходов на организацию встречи Леуса и Чарльза и платы другим участникам сделки. Затем Леус якобы сделал еще транса – на 300 и 35 тысяч фунтов стерлингов. Где сейчас эти деньги, достоверно неизвестно.
Дмитрий Леус
Однако все это со стороны выглядит так, будто бы скандалом с «потерянными» деньгами, он хочет переключить внимание. Ведь, как говорят, он увлекся благотворительностью лишь для того, чтобы наладить связи с Чарльзом и получить британское подданство. А ведь это и правда для него актуально: известно, что Леус с семьей давно живет в Лондоне.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что Бортрик мог организовать Леусу встречу с исполнительным директором фонда принца Чарльза и бывшим камердинером Чарльза Майклом Фосеттом. Тот в начале сентября покинул пост исполнительного директора после появившейся в сети информации, что он мог помочь тому самому саудовскому бизнесмену Махфузу бен Махфузу получить орден Британской империи в обмен на пожертвования в размере 1,5 миллиона фунтов. Леус был следующим на очереди?
Куда подул ветер с «Западного»
А ведь о господине Леусе ходит слава как о человеке, который умело уходит от лишних вопросов к своей персоне, а также вероятно зачищает информацию о себе в открытых источниках, заваливая сеть комплементарными для себя материалами. По крайней мере, это бы объяснило, почему о таком видном банкире так трудно что-либо найти в сети.
Однако все еще на слуху история с банком «Западный», у которого Центробанк отозвал 21 апреля 2014 года. С 2006 года до осени 2013 во главе банка стоял Дмитрий Леус, который затем продал свою долю партнеру Александру Григорьеву и нескольким миноритариям. Им-то и пришлось потом предстать перед судом: как ранее подробно писал The Moscow Post, Григорьева задержали в 2015 году по подозрению в организации преступного сообщества с целью незаконного обналичивания денежных средств и вывода их за рубеж. По данным следствия, с 2011 по 2014 годы, преступники вывели около 50 млрд долларов.
И пока Григорьев проходит как организатор так называемой «молдавской схемы», и ему предъявляют все новые обвинения, Леус чудесным образом избежал каких-либо претензий. А ведь многие эксперты тогда отмечали, что банкир уж слишком стремительно вышел из капитала «Западного» – буквально за пару месяцев. К чему такая спешка?
К тому же, по неподтвержденной информации, в «Западном» Леус предпочел видеть родственников и близких людей – якобы там трудилась теща, отчим, сводный брат и даже персональный водитель бизнесмена. Что сказать, в узком семейном кругу может быть действительно очень удобно реализовывать некие схемы. Впрочем, не будем ничего утверждать.
Уже после появления уголовного дела в отношении Григорьева, Леус попытался замести следы. Как писал «Коммерсант», Леус формально владел 7,02% банка через кипрскую компанию «Леостратус инвестментс лимитед». В 2016 году эта организация перестала существовать.
Запутать следы
В истории с «Западным» есть еще один интересный нюанс: дело в том, что господин Леус в 2004 году вообще-то был приговорен к четырем годам лишения свободы за манипуляции со счетами ЦБ Туркмении — с них было похищено 20 млн долларов, сообщало РИА «Новости». В 2006 году господин Леус был освобожден досрочно и вернулся работать в банковский сектор. Тогда тот факт, что банкира выпустили досрочно, объяснили тем, что за все время пребывания в колонии господин Леус получил семь поощрений и ни одного взыскания. Руководство колонии также согласилось с тем, что он исправился. Но в свете последних событий возникают сомнения, так ли это на самом деле.
При этом еще до того, как Леус оказался на свободе, в сети стала появляться информация, которая, казалось бы, выставляла предпринимателя в выгодном свете и чуть ли не давила на жалость. Так, «Коммерсант» писал о том, что накануне приговора защита Леуса сообщала о звонке начальник медчасти Лефортовского СИЗО. Тот сообщил, по словам адвокатов, что «Леус умирает». По словам защитников, за 15 лет до этого он перенес операцию на открытом сердце и тогда ее последствия грозили ему «инфарктом или инсультом».
«Московский комсомолец» (сейчас материал удален, но сохранилась перепечатка в «Компромат.ру») писал, что Леус опасается, что его могут экстрадировать в родной для него Туркменистан, где от «местных спецслужб можно ожидать чего угодно». Тогда же банкир, будучи председателем правления Русского депозитного банка, обратился с письмом к Генеральному прокурору Владимиру Устинову, сообщив, что действия силовиков вообще ставят под угрозу работу банка.
В любом случае, как-либо разжалобить тогда никого так и не вышло – Леус все же оказался за решеткой. Но видимо та история все еще не дает ему покоя: в 2018 году в сети появился большой документ, в котором рассказывается, что уголовное преследование Леуса было незаконным. Впрочем, он не имеет никакой юридической силы и со стороны выглядит как «вброс» для обеления репутации Леуса.
Не исключено, что Леус таким образом хотел подстелить себе соломку. Более того, кто-то как будто даже путает следы. Дело в том, что та же британская пресса называет его «российским банкиром», хотя Леус мог никогда и не иметь российского гражданства. Сам он уроженец Туркмении, живет в Лондоне, сообщал, что его оригинальное происхождение – Кипр, у него есть паспорт Израиля.
При этом была информация, что Леус сам может продвигать интересы некоего «российского банкира» или иной влиятельной фигуры. Впрочем, все это остается на уровне слухов и даже не называются никакие предполагаемые имена.
Похоже, что действительно бизнесмен давно не ведет никаких дел в России. По крайней мере, в «Руспрофайле» удалось обнаружить лишь одну российскую компанию, где бы человек с таким же ФИО был учредителем. И то, эта фирма была ликвидирована в далеком 2006 году.
Впрочем, даже если сейчас у него и не имеется связей с Россией, капитал, коим он сейчас располагает, он нажил именно здесь. И пока тысячи вкладчиков «Западного» так не увидели назад своих денег, а экс-партнеры Леуса сидят в тюрьме, сам он, видимо, готовил себе плацдарм в Британии.
Ольга Балакина