Мусорный хаос: кто отвечает за провал реформы?
За провал реализации мусорной реформы должны отвечать Виктория Абрамченко и Александр Козлов?
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в пух и прах раскритиковала реализацию мусорной реформы.
По ее мнению, реформа оказалась деградацией и регрессом: мусорные операторы в регионах оказались фактически никому не подотчетными. Она также привела данные, что сегодня в стране не хватает 172 тыс. контейнерных площадок, 423 тыс. контейнеров, более 1,5 тыс. единиц спецтехники.
Правда, Валентина Ивановна тактично умолчала, кто должен нести ответственность за провал в реализации инициативы. Дело в том, что сама по себе реформа, стартовавшая в 2019 году, была действительно нужна стране. Подвела именно реализация: а именно, контроль операторов по обращению с ТБО, строительство полигонов и другие связанные с этим процессы.
Реформа разрабатывалась многими ведомствами еще в середине десятых годов. А вот ее непосредственной реализацией, уже со всей подготовленной нормативной базой, занималось Правительство, назначенное в 2020 году. За саму реформу непосредственно отвечал министр природных ресурсов Александр Козлов, который сохранил свой пост и в 2024 году. А вот на более высоком уровне ее курировала на тот момент вице-премьер Правительства Виктория Абрамченко, которая с 2024 года занимает пост вице-спикера Госдумы. Именно она отвечала за нацпроект "Экология", в рамках которого шли преобразования.
Поэтому, если речь идет об исполнении уже принятых документов, претензии надо предъявлять, в первую очередь к этим уважаемым чиновникам. При этом, согласно официальным данным, на реализацию реформы к 2024 году потратили почти 94 млрд рублей бюджетных средств. Похоже, речь идет только о средствах федерального бюджета. А ведь есть еще бюджеты регионов, плюс средства инвесторов - операторов по обращению с ТКО и полигонов по утилизации мусора. Последние, как раз, должны были несказанно обогатиться.
По данным Российского экологического оператора, общая сумма счетов, выставленных физическим и юридическим лицам за вывоз ТКО в 2023 году, 280,8 млрд рублей. Из них оплачено 268,2 млрд рублей. Это громадные деньги, которые платят люди. "Я хочу понять, куда дели 280 млрд рублей?", - вопрошает Матвиенко. И правда, а где же результат?
При этом мусорные скандалы, рискующие перерасти в социальную напряженность, не заканчиваются с самого старта преобразований. На всю страну прогремели несанкционированные протесты из-за строительства мусорного полигона возле станции Шиес в Архангельской области. Едва ли не регулярно случались скандалы со строительством полигонов и заводов по утилизации отходов в Подмосковье. Под Казанью строительство мусороперерабатывающего завода и вовсе закончилось тем, что ОМОНу пришлось утихомиривать ретивых граждан. А завод, к слову, до сих пор не введен в эксплуатацию.
Валентина Матвиенко в пух и прах раскритиковала реализацию мусорной реформы.
О нынешних проблемах сказала сама Матвиенко. Она вспомнила о мусорном коллапсе в Пскове, когда отходы не вывозились несколько недель. Вонь от разлагающегося мусора стояла по всему городу. Таких примеров на каждый год реформы можно привести еще множество - не хватит ни одного материала. Зато плата с населения за вывоз отходов регулярно растет!
Пыль в глаза от Абрамченко
Возвращаясь к тем, кто реализовывал и курировал реформу. В 2022 году, когда всем уже было понятно, что она буксует, вице-премьер Виктория Абрамченко принялась рьяно защищать ее результаты. Она категорически не согласилась с провалом реформы.
Мол, реформа дает результаты, почти вся страна перешла на новую систему работы с отходами, практически все регионы перешли на новую систему учета, сортировки, обработки, вывоза ТКО. И даже есть успехи по продвижению раздельного сбора мусора. Сложности же она списала на культуру потребления россиян - мол, нужно время, чтобы люди к такой системе привыкли.
Да какая уж там привычка, если мусор неделями гниет на площадках?
Многие из озвученных Викторией Абрамченко показателей на тот момент могли быть, мягко говоря, далеки от действительности. Среди прочих она озвучила цифру по сортировке в 46% от общего объема твердых коммунальных отходов (ТКО). Например, как утверждают в Сети, опираясь на данные того же РЭО и других источников, якобы скорее всего в России сортировалось гораздо меньше 46% всех отходов, а цифры могли просто подкрутить к плану. Ведь по нацпроекту "Экология" к 2030 году уровень сортировки должен составлять 100%.
Кроме того, стоит усомниться и в другой цифре - что к 2022 году было создано 12% мощностей по утилизации отходов. А кроме того, тогда же чиновница заявила, что страна уже вовсю работает по федеральной схеме обращения с отходами. Однако, как утверждают в Сети, якобы ответственный за разработку этой схемы Российский Экологический оператор тогда же утверждал, что схема еще не утверждена, а этого документа не было в публичном доступе.
Виктория Абрамченко отказывалась признать провал реформы.
Так что, похоже, Виктория Абрамченко могла банально пускать пыль в глаза, выгораживая собственные провалы.
В следующем, 2023 году, проблемы с реализацией реформы только нарастали. Общественное негодование и пробуксовка многих проектов при массе скандалов с операторами по обращению с ТКО побудили Викторию Абрамченко дать указания Росприроднадзору провести масштабные проверки мусорных полигонов. Она пояснила это тем, что эксперты фиксировали отсутствие достоверных данных об обращении с отходами на объектах обезвреживания, обработки и захоронения коммунальных отходов.
Такие проверки от хорошей жизни не проводятся. Получается, что спустя почти четыре года после начала реализации реформы регоператоры даже не трудились предоставлять полные и достоверные данные о ходе и результатах своей работы. Можно обвинить их в желании заработать побольше денег на фиктивной отчетности. Но очевидно, что это, в первую очередь, управленческая ошибка тех, кто контролировал ход реализации преобразований.
Тогда же глава РЭО Денис Буцаев заявил, что более 30% объектов обращения с ТКО даже не оборудовано весами. Это спустя почти четыре года! Получается, операторы могли "рисовать" любые объемы, а затем требовать на их утилизацию дополнительные средства. Это уже не просто разброд и шатание, а нечто, близкое к хаосу в отрасли.
Александр Козлов провалил реформу, но остался в Правительстве.
Обращаясь к министру природных ресурсов Александру Козлову, который также напрямую отвечал за это направление, надо сказать, что в отличие от Виктории Абрамченко он не стал отрицать провалы реформы. Правда, говорил он не в целом о стране, а на примере конкретных регионов. Еще в 2021 году он сообщил, что она буксует в Челябинской области и на Ставрополье. Тогда же он отметил, что фактический объем и процент сортировки, а также утилизации отходов в 43 регионах России не совпадает с данными в отчетности.
Проблемы нарастают
Однако, прошло уже почти четыре года с тех заявлений, а воз и ныне там. Более того, по мнению Валентины Матвиенко, ситуация сильно ухудшилась: "регресс и деградация". Но ответственности за это никто не понес. Козлов сохранил должность, Абрамченко перебралась в теплое кресло вице-спикера Государственной Думы.
При этом стоит отметить, что господина Козлова связывают с олигархом Михаилом Гуцериевым и влиятельным полпредом в ДФО Юрием Трутневым. Возможно, именно поэтому он получил назначение министром в 2020 году. Правда, в сравнении со всеми другими министрами его поддержало наименьшее количество парламентариев - за него не стало голосовать 54 депутата.
А в это время проблемы продолжают нарастать. Ранее УтроNews публиковал большой материал о провале со строительством заводов по переработке мусора, за которые отвечают "Ростех" и Минпромторг. Напомним, что Президент Владимир Путин деликатно поинтересовался у Мантурова о результатах, ведь на эти заводы выделяются громадные деньги. А результатов - кот наплакал.
Но сейчас ситуация может стать еще более серьезной. Как сообщают СМИ, мусоровозам могут разрешить до 2028 года передвигаться по российским дорогам с существенным перегрузом без штрафов, которые сегодня составляют до 400 тыс. рублей. Проблемы возникают из-за конструкции имеющихся в распоряжении операторов машин для транспортировки мусора.
Мусорная площадка во время "мусорного коллапса" в Пскове в 2024 году.
Однако, замена парка в масштабе всей страны обойдется в 120 млрд рублей. Как подсчитал Минтранс, действующая мусорная техника, предусмотренная, кстати, все той же реформой, ежегодно наносит ущерб дорожному полотну в размере 400 млрд рублей. В Госдуме считают, что если поправки не принять, то население будет значительно больше платить за вывоз отходов.
Почему этого не было предусмотрено ранее, почему реформа и нацпроект "Экология" не были доработаны с учетом этих рисков при Абрамченко и Козлове - решительно непонятно. Сейчас понятно только одно: несмотря на конструктивную и резкую критику Валентины Матвиенко, ответственности за этот провал никто не понесет. По крайней мере, из высшего эшелона тех, кто отвечал за ее реализацию.