Струкову вскрыли офшоры
Бизнесмен Константин Струков, используя схему с номинальными офшорами, недоплатил в бюджет десятки миллионов рублей.
Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе требования налоговых органов к АО "Южуралзолото Группа Компаний" (ЮГК) Константина Струкова.
Предприятию начислили около 30 млн налогов, большая часть из которых - налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ. ФНС выяснила, что господин Струков проводил деньги через офшорные структуры, тем самым здорово сэкономив. Но это, как говорится, лишь капля в море: многие активы бизнесмена завязаны на иностранцев. И не исключено, что этот налоговый клубок продолжат распутывать дальше.
Основной блок (более 27,7 млн рублей) требований налоговиков касается взаимодействия "Южуралзолота" с иностранными фирмами. Для того, чтобы раскрыть всю эту схему, пришлось привлекать компетентные органы нескольких стран и отделений Интерпола. В итоге ревизоры пришли к выводу, что Струков построил схему с включением в цепочку движения денежных средств номинальных, подконтрольных ему же компаний с Кипра для получения права на льготное налогообложение. На самом же деле средства транзитом уходили на другие юрлица.
По закону при выплате дохода Ugold Limited (Кипр) "Южуралзолото" должно было удержать налог по ставке 15%, а не в размере 5%, а в случае с перечислениями Meldexx Leasing Mining Ltd (Кипр) применить 20%-ю ставку при удержании средств, а не освобождать данный доход от налогообложения. С обеими компаниями у ЮГК были заключены договоры займов, и челябинский актив выплачивал многомиллионные проценты по ним.
И Струков, похоже, даже не пытался как-то скрыть эту ситуацию - между всеми участниками цепочки прослеживаются отчетливые связи. В том же Ugold Limited сам Константин Струков с 2011 по 2012 года был директором, а также акционером с момента учреждения.
Согласно базе иностранных компаний Opencorporates, секретарем организации является DIAGORAS (SECRETARIAL) LIMITED. Оно же является должностным лицом и в Leasing Mining Ltd. И можно предположить, что Струков может скрывать еще уйму иностранных активов, поскольку DIAGORAS (SECRETARIAL) LIMITED является должностным лицом более чем в двух тысячах компаний на Кипре и в Великобритании. Да это же целая империя!
Впрочем, фискалы и так вышли на след еще нескольких иностранных структур. Так, в разное время акционерами Ugold Limited были Ugold Pic (Нормандские острова), а затем Ugold Holding LTD.
Ugold Limited, в свою очередь, является основным акционером АО "ЮГК" и владеет бумагами ООО "Управляющая компания ЮГК" (5%). Счетом Ugold Limited владел Константин Струков, а затем им управляла Лариса Ивлева. Известно, что последняя в 2015 году числилась членом совета директоров другой структуры бизнесмена - АО "ЮГК".
При этом фактически в 100% объеме средства от ЮГК через Ugold Limited далее уходили на Британские Виргинские острова. Иных поступлений, кроме как от "Южуралзолота" и Meldexx Leasing Mining Ltd (Кипр) компания не получала, да и ничем, кроме транзита средств не занималась. Иными словами, это совсем неприкрытая иностранная "прокладка".
И сколько еще таких может быть у Струкова - вопрос открытый. "Правда УрФО" пишет, что у предпринимателя имеются связи с
Berasheer Assets Ltd (Британские Виргинские острова) через Ugold Foundation. При этом Berasheer Assets Ltd также являлась акционером Meldexx Leasing Mining Ltd. А бенефициарным владельцем банковского счета последней выступает Евгения Кузнецова, которая является учредителем АО "ЮГК" с долей 0,005%.
Победы вскружили голову?
Просто удивительно, как вся эта схема лежала на поверхности. Это может свидетельствовать о большой уверенности Струкова в том, что искать "концы" его предприятий никто бы не стал.
Не исключено, что уверенности ему прибавляли бизнес-победы, самой яркой из которых, безусловно, стало получение контроля над Petropavlovsk. Как ранее подробно писал The Moscow Post, с декабря прошлого года новые собственники Petropavlovsk закончили процесс установления контроля над предприятием. При этом с появлением Струкова в компании, оттуда стали выдавливаться люди бывшего бенефициара Павла Масловского вслед за ним самим. В итоге из Highland Gold пришли Алексей Харитонцев (теперь руководитель по корпоративному развитию Petropavlovsk), и предположительно Сергей Шумилов с Сергеем Байкаловым.
Как ранее писал The Moscow Post, вся эта ситуация напоминала банальный захват компании. В 2020 году Совет директоров Petropavlovsk попросил британского регулятора проверить действия главного акционера Константина Струкова, поскольку основатель золотодобывающей компании Павел Масловский, финдиректор компании Данила Котляров и еще несколько независимых директоров оказались не избраны в новый Совет. Они уверяли, что результаты голосования могли быть сфальсифицированы. Также к "выдавливанию" бизнесменов из Совета могла приложить руку Fortiana Holdings Владислава Свиблова.
А ведь именно последний и помог получить Струкову контроль над предприятием. Под конец 2019 года 22,7% Petropavlovsk получил Роман Троценко, а затем передал эту долю Струкову. Вместе с последним пакет в 4,6% Petropavlovsk купил и Свиблов. Но затем "ЮГК" Струкова стала крупнейшим акционером, начались кадровые перестановки, а в офисе "Покровского рудника" развернулась настоящая история в стиле "лихих" 90-х, которую некоторые посчитали ничем иным как "рейдерским" захватом.
Тем временем, в Petropavlovsk тоже очень многое завязано на иностранные структуры. И прямо сейчас разворачивается связанный с ними конфликт. Как следует из картотеки арбитражных дел, Petropavlovsk Plc. обратилось в суд с иском об оспаривании опционного соглашения, по которому доля в операторе золоторудного проекта Эльгинское, ООО "Тэми", перешла к компании Agestinia Trading Ltd. Сейчас 75% "Тэми" владеет PETROPAVLOVSK (CYPRUS) LIMITED, остальные 25% - у AGESTINIA TRADING LTD.
В свое время господин Масловский создал ООО "Тэми" совместно с AGESTINIA TRADING LTD. Позднее основатель компании предложил акционерам Petropavlovsk выкупить долю иностранца, поскольку на проекте Эльгинское имеется два крупных месторождения, одно из них признано стратегическим. Сам Струков, при этом, говорил, что считает сделку по увеличению доли в "Тэми" нецелесообразной для Petropavlovsk, а теперь вдруг резко изменил свое мнение. Его поманили офшоры?
Что скрывает господин Струков?
Ведь в них действительно можно попридержать денежки, которые со Струкова то и дело пытаются стрясти. Например, на днях ООО "Группа компаний "МКС" выиграла арбитражный процесс против ЮГК и требует с последней более 92 млн рублей. ГК "МКС" выступала генеральным подрядчиком, монтировавшим на территории Светлинского ГОКа блок-модуль под газовые двигатели, и за эти работы не получила от "Южуралзолота" оплату в полном объёме.
Константин Струков
В прошлом году прогремел резонансный скандал, когда по требованию налоговиков в рамках банкротного процесса в Кемеровской области был, в частности, наложен арест на средства и имущество самого бизнесмена и Евгении Кузнецовой, которую участники рынка называют дочерью Струкова, в пределах 1,5 млрд рублей.
Кроме того, по информации "Правда УрФО", с крупными требованиями фискалов столкнулось и "МелТЭК". В рамках дела о банкротстве ООО "Шахта им. Дзержинского" (Кемеровская область) в прошлом году был наложен арест на имущество ООО "МелТЭК", ООО "Энергия-НК" и ООО "Управляющая компания ЮГК".
И как тут не вспомнить, что однажды, столкнувшись с проблемами с законом Константин Струков поспешил скрыться за границей. Как писала "Версия", в 2007 году он стал фигурантом одного уголовного дела о мошенничестве на ООО "Кузбассполиметалл". Впрочем, это не помешало ему в дальнейшем вернуться в Россию и заняться политикой, став депутатом Заксобрания Челябинской области. Но его иностранные связи, похоже, до сих пор крепки.
Не исключено, что налоговики и дальше продолжат распутывать офшорную сеть Струкова, который, похоже, и не пытался как-то скрыть свою аффилированность с иностранцами, "спрятав" все на самом видном месте.
Мария Соколовская