В духе «Интеко»: спасая себя Роман Авдеев втюхал Инград Тулупову
Подручный Игоря Сечина, олигарх Роман Авдеев, продает застройщика «Инград». Возможно для того, чтобы спасти деньги от предполагаемого выхода структур Сечина из капиталов его компаний.
Sminex выкупает у концерна «Россиум» 99% акций девелопера «Инград». Сделка пока не одобрена ФАС, но участники рассчитывают на ее завершение осенью.
Детище Авдеева
Сделка интересна сторонами. «Россиум» с 2019 года (после объединения с ГК «Регион») находится под контролем сразу двух олигархов – Романа Авдеева и Сергея Сударикова, однако история с девелопером «Инград» связана прежде всего с Авдеевым.
Роман Авдеев.
Именно Авдеев в 2012 году создал эту компанию, а полностью девелопер сформировался в 2017 после объединения с ПАО ОПИН. Одновременно Авдеев выкупил футбольный клуб «Торпедо» с целью получения под застройку куска земли в Москве рядом со Стадионом имени Эдуарда Стрельцова.
Авдеев тогда пообещал восстановить клуб, но все семь лет держит его в черном теле. Не исключено, что вслед за «Инградом» Авдеев продаст или закроет «Торпедо», потому что без девелоперской составляющей данный актив не имеет ценности. Зачем вкладывать в футбол, если ты с этого ничего не получаешь?
«Инград» представляет собой крупного застройщика как по масштабу работ (входит в топ-20 по России), так и по выручке –за 2023 год это 63,4 млрд рублей. Перед нами не «Самолет», но объем текущего строительства у девелопера составляет 712 тысяч кв. м. Компания строит дома комфорт и бизнес-классов, которые мало чем отличаются друг от друга.
Компания обросла массой дочек и продолжает пользоваться поддержкой губернатора Московской области Андрея Воробьева даже после того, как его брат Максим поучаствовал в раздувании «Самолета».
Деньги «Роснефти»
Главной связью Авдеева кроме компаньона Сударикова является глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Регион» Сударикова ранее управлял НПФ «Эволюция», который обслуживал корпоративную пенсионную программу «Роснефти». Также госкорпорация Сечина в вкладывалась в МКБ, который входит в «Россиум» и был приобретен Авдеевым еще в 1994 году.
Игорь Сечин.
Интересно, что эта инвестиция произошла в 2017 года, незадолго до вхождения Сударикова и «Региона» в «Россиум».
Подтверждают взаимодействие МКБ и «Роснефти» и другие события.
В 2015 году «Роснефть» предоставила МКБ субординированный кредит на 300 млн долларов с возможностью пролонгации до 2025 году. Процессы были взаимосвязаны с выпуском евробондов МКБ, покупая которые «Роснефть» поддержала банк Авдеева на плаву.
Осенью 2017 года «Роснефть» влила в МКБ 22 млрд рублей на субординированные депозиты сроком на 49 лет, чем спасла кредитную организацию от грозящих ей банкротством трудностей. После этого в МКБ перешел работать человек Сечина Михаил Полунин. Точно также, похоже, стоит оценивать и Сударикова, который слился с Авдеевым во многом косвенно от имени Сечина.
Таким образом, сделка по «Инграду» не могла пройти без консультаций с Сечиным, ведь «Роснефть» через МКБ и «Россиум» также является здесь интересантом.
Авдеев, Сечин и коллапс «Открытия»
Показательным также является сюжет с ГК «Интеко», ранее одним из крупнейших застройщиков Москвы, который принадлежал супруге Юрия Лужкова Елене Батуриной.
Сергей Судариков.
История многослойная и начинается с санации банков. В десятые годы как карточный дом коллапсировали один за другим «Рост-банк», «Бинбанк», «Траст» и «Открытие», которое уже со всеми активами перешло к ВТБ. Авдеев и Сечин были замечены в крайней точке процесса.
В июле 2017 года «Роснефть» вывела в авдеевский МКБ 200 млрд рублей с баланса банка «Открытие», произошло это незадолго до решения ЦБ о переходе кредитной организации Вадима Беляева под контроль государства.
Проблемы у «Открытия» были и до Сечина – одна покупка убыточного «Росгосстраха» чего стоит, но это решение окончательно добило банк. Так, Сечин ответил «Открытию» за помощь 2014 года, когда беляевский банк помог «Роснефти» выстоять после введения первых структурных западных санкций.
«Открытие» осенью 2024 года выкупило облигации «Роснефти» на 625 млрд рублей и перезаложило их в ЦБ, чтобы передать сечинской госкорпорации деньги. После этого рубль обвалился до отметки в 60 единиц за доллар, но «Роснефть» устояла.
Однако долг платежом красен, поэтому Сечин при помощи Авдеева через три года обвалил «Открытие». Авдеев после этого даже выкупил у Беляева за дармовые 300 млн долларов инвестиционный бизнес, но вернемся к наследству «Интеко».
Продажа активов по кусочкам
Основой сюжета является спор 2021 года по пятнам для застройки «Интеко», которые сначала перешли под контроль «Траста», а затем уже к «Открытию». Сторонами конфликта были «Самолет» и «Инград», а реальности спор шел между командами Воробьева и Сечина.
Алексей Тулупов.
Спор закончился ничем, а активы «Интеко» в 2022 году были выкуплены компанией Sminex Алексея Тулупова. Именно она и приобретает «Инград» у Авдеева.
Любопытно здесь то, что этой зимой Sminex решила перепродать бывшие интековские активы олигарху Михаилу Гуцериеву. Получается странная картина: в 2022 году Sminex за солидные 38 млрд рублей покупает «Интеко», а затем перепродает его активы по кусочкам.
При этом речь идет не о разовой акции – летом 2023 года Sminex продала участки «Интеко» в Ростовской области девелоперу TEN Сергея Трофимова. Про этого бизнесмена известно немного, но якобы он связан с Годом Нисановым, который недавно стал советником Воробьева и таким образом неформально аффилирован с «Самолетом».
Почему так происходит? Похоже, по кускам земельные пятна продавать выгодней, чем целую компанию, у которой огромное количество обременений. Так владелец актива получает живые деньги, которые может потратить на себя. Нельзя исключать, что такой же финал ждет «Инград» после перехода застройщика под контроль Sminex.
Вадим Беляев.
Данный сюжет, возможно, уже запрограммирован. Ходят упорные слухи о том, что «Роснефть» может вывести деньги из структур Авдеева и в первую очередь из МКБ. Если такое случится, то авдеевский банк, а затем весь «Россиум» повторят судьбу «Открытия».
«Роснефть» в 2017 году подложила банку Беляева свинью из-за того, что «Открытие» в моменте стал крупнейшим финансовым конгломератом в стране. Успехи «Россиума» также могли быть оценены «Роснефтью» как ненужная конкуренция.
Авдеев все это прекрасно понимает и поэтому ищет выход из положения, и вот тут подворачиваются Тулупов и Sminex, которые набили руку на разделе активов «Интеко». Тем более Тулупов раньше работал в «ПИКе» Сергея Гордеева и прекрасно знает, как обставлять такой бизнес. Разве это не прекрасный способ сохранить хоть что-нибудь из достижений «Инграда» от сечинского цунами?
Семен Головецкий