Разрушение природы под прикрытием социальных проектов: как Николай Шихиди «развивает» Сочи
После того, как ИСК «Еврострой» ворвалась на столичный рынок девелопмента, на ее владельца Николая Шихиди началась информационная атака – кубанскому застройщику вспомнили все грехи молодости.
Как следует из публикаций, Николай Шихиди перед тем, как превратиться в уважаемого бизнесмена, мецената, спонсора и друга властей, имел в своей биографии откровенно бандитские поступки – угоны автомобилей, рэкет, мошенничество и насильственные действия сексуального характера.
Кроме того, активно муссируется тема того, каким именно образом Николай Шихиди легализирует свои многочисленные незаконные стройки в Кубани. Схема здесь сводится к тому, что Николай Шихиди (когда сам, а когда в компании с партнерами) на участках, выделенных под индивидуальное строительство, возводит многоэтажки и потом через суд обязывает органы местного самоуправления выдать на этот самострой документы.
Если первое – криминал – Шихиди активно отрицает, даже предоставил справку об отсутствии у него судимостей, то относительно второго – самостроев – хранит молчание, сосредоточившись на самопиаре и угрозах авторам негативных публикаций.
Не будем пересказывать ни первое, ни второе – материалы еще не зачищены, их можно легко отыскать на просторах пока еще относительно свободного интернета. Сосредоточимся лучше на другом – а именно на том, что ждет Москву после того, как Николай Шихиди застроит восемь гектаров в Лефортово, которые он перекупил у Виталия Юсуфова, сына экс-министра энергетики России Игоря Юсуфова.
К слову, источник компромата, который щедро льется на голову Николая Шихиди после этой покупки, вычислить несложно, на что намекает и сам пострадавший: заказчиками публикаций являются конкурирующие девелоперы, у которых землю в Танковом проезде столицы перехватил кубанский застройщик. Это понятно, хотя неизвестно точно, кто именно заказал Николая Шихиди, и кто сливает о нем весьма любопытные факты. Но суть не в этом, а в том, что почти все, что оказалось в информационном пространстве и что судорожно чистит Николай Шихиди, угрожая при этом авторам, - правда. Или почти правда, что в данном случае не очень важно.
Неизвестно, как именно бы разворачивались события в Танковом проезде, купи эти восемь гектаров другой застройщик, но то, что будет там в результате действий Николая Шихиди, предугадать несложно, исследовав его предыдущие стройки на юге России. Кстати, эти материалы тоже подчищены, так что отыскать их в архивах было довольно непросто.
Один из свежих и ярких примеров того, как ведет себя на землях, полученных под застройку, несудимый и непривлекавшийся Николай Шихиди, можно отследить на примере застройки в Сочи, где девелопер на месте турбазы «Южная», расположенной на склоне хребта Овсянникова, в микрорайоне Хоста, возводит 17 одинаковых восьмиэтажных корпусов, стоящих тесными рядами, для чего вырубил 13 гектаров леса. По этому поводу Николай Шихиди не придумал ничего лучшего, как заявить, что там возводится школа, которую безвозмездно передадут городу.
Школа – это, конечно, хорошо. Но стоило ли изуродованное заповедное место школы? В которой будут учиться дети тех, кто купил квартиры в многоэтажках Николая Шихиди. Если выживут, конечно. Потому что застраивать хребет Овсянникова, где Николай Шихиди «воткнул» свои многоэтажки, нельзя – здесь проходит тектонический разлом и хребет является сейсмоопасной зоной. Об этом писали в открытом письме к Николаю Шихиди сочинцы еще в 2021 году, когда он получал документы на заповедное место.
Но Николай Шихиди не только застроил хребет, он еще и уничтожил деревья, которые держали грунт. И уничтожение это началось еще задолго до получения разрешения на строительство и отвода Николаю Шихиди участка в Хосте. Конечно, сам он эти деревья не уничтожал – на то нашлись другие люди. Но уничтожался лес на месте бывшей турбазы осознанно и целенаправленно. Это – скрин из обсуждения открытого письма сочинцев к Николаю Шихиди, которое цитируется выше. Этот пост еще в доступе, почитайте сами, пока Шихиди его не вычистил.
Стоили ли 13 гектаров заповедного леса «дармовой» школы? Вопрос риторический. Является ли преступлением сознательное уничтожение деревьев, занесенных в Красную книгу? Вопрос тоже риторический. Причастен ли Николай Шихиди к этому? Нет, конечно, как можно такое думать – он меценат и благодетель. А все, кто так думает, - негодяи и клеветники. Кстати, судьбе этих «клеветников» не позавидуешь – в 2012 году правозащитники из Геленджика, которые заявляли о подобных сочинским фактах, отправились в тюрьму на сроки от 8 до 13 лет. То же самое произошло и с особо непонятливыми защитниками бывшей курортной зоны в Сочи. Правда, если первым повезло – им вменили только вымогательство, то вторым еще довесили сотрудничество с СБУ – благо отношения между странами поменялись и «шпионаж» в пользу соседней страны стал жутко модным.
Николай Шихиди, конечно, здесь ни при чем. Как ни при чем и в следующей истории. Связана она с застройкой Лазаревского района Сочи, участка площадью 4,1 га по улице Ленинградской, в излучине реки Восточный Дагомыс. Кадастровый номер участка 23:49:0125016:44. Вопреки многочисленным несоответствиям закону и градостроительным нормам, в марте 2021 года право застроить этот участок многоэтажками получил некий Солахов Пантелей Афлатонович. Какое отношение к этому имеет Николай Шихиди? Может, и никакого. Но дело в том, что он и Солахов – давние партнеры. Их совместные проекты – ООО «Специализированный застройщик Аврора», ООО «Специализированный застройщик Аврора-2», ООО «Специализированный застройщик Аврора-3» и ООО «Специализированный застройщик Аврора-4», изуродовавшие Геленджик. Если верить Николаю Шихиди, то к застройке излучины реки он не причастен. Об этом оперативно заявила пресс-служба ИСК «Еврострой» после того, как скандал стал публичным.
Но вот о том, что натворил «Еврострой» в Геленджике и Анапе, не было сказано ни слова. А ведь там тоже были уничтожены десятки гектаров прибрежной зоны и заповедников. Правда, об этом Николай Шихиди предпочитает молчать, упоминая лишь судьбу несчастных правозащитников, которых отправил на долгие годы за решетку.
Заодно он любит рассказывать о социальных проектах и своем спонсорстве. Но за всеми этими «социальными» школами, домами культуры, тротуарной плиткой, гармошками и баянами – уничтоженная природа. И – потенциальные экологические бомбы. Никто ведь не забыл о сейсмической зоне, в которой построены почти два десятка многоэтажек в Хосте? Там, где Шихиди строит «социальную» школу. Когда произойдет очередное землетрясение – не знает никто. Как не знает и того, какими будут последствия. То, что дома, которые там «воткнул» вопреки здравому смыслу Николай Шихиди, построены с учетом сейсмических угроз, вызывает большие сомнения. Равно как и школа, в которой будут учиться 800 учеников.
Кто сядет в случае трагедии? Очередные «агенты СБУ»? «Авторы анонимных ТГ-каналов, порочащие честь и достоинство Николая Шихиди»? Местные жители, которые протестуют против незаконной застройки и уничтожения природы? Вопросы опять чисто риторические.
Возвращаясь к началу материала – Николай Шихиди прав: кампанию против него подняли конкуренты, у которых он перехватил участок в Москве. Но вот только это отнюдь не «кампания по очернению», как он пытается утверждать. На самом деле все просто: на свет постепенно вытаскивают всю ту грязь, которая имеется в багаже кубанского «мецената» Николая Шихиди. Не то, чтобы его конкуренты были белыми и пушистыми, нет. Но кому, как не им, знать все схемы по обходу закона, которыми пользуется их кубанский коллега Николай Шихиди?
Мария Соколовская